Лучший подарок для свободных от чистого потребления людей


Со словом «потребитель» у многих возникает отрицательная ассоциация: это человек, основным интересом которого является не создание каких-либо ценностей, а их эксплуатация и потребление. Но если разобраться, оно однокоренное с существительным «потребность», а потребности — это одна из мотивирующих сторон жизни человека в осуществлении своих планов.


Большая часть того, что мы знаем о мотивациях человека, получена из анализа поведения пациентов, с которыми работал А. Маслоу. (теория иерархии потребностей). Согласно его теории, сначала должны быть реализованы первичные, основные потребности человека прежде, чем будут удовлетворены менее значимые: стремление к более высокому уровню здоровья, креативности, восприятия и самовыражения.


Однако, человек — это не просто высокоорганизованное существо, которое руководствуется в своих поступках исключительно исходя из цели выживания и самосохранения. Человек в роли потребителя — это многоуровневая интерактивная система, которая одновременно взаимодействует с окружающим его миром на разных уровнях и планах бытия. При этом наиболее важными для функционирования личности и для социального взаимодействия являются четыре системы: эмоциональная, перцептивная, когнитивная и моторная. Эти четыре системы совместно формируют основу уникального человеческого поведения. Поэтому, трудно предположить, что человек, как высшее существо, может быть полностью удовлетворён только базовыми, физиологическими потребностями своего организма.


Альфред Адлер, основатель холистической системы индивидуальной психологии, полагал, что ключ к пониманию поведения человека находится в скрытых целях, которыми он руководствуется. А Джеймс Ульям отмечал, что основное качество, заложенное в человеке, — это стремление к повышению своего благосостояния. Следовательно, можно заключить, что покупатель делает свой выбор в пользу того или иного товара исходя из цели удовлетворения всех запросов своего организма на физиологическом, психологическом и духовном уровне, т.е. он стремиться получитьмаксимально возможное количество благ на разных планах существования своего организма.


Отвергая мнение, что люди движимы в первую очередь стремлением уменьшить напряжение или получить удовольствие, Роттер, другой известный американский психолог, настаивает на том, что наиболее правильно объяснить человеческое поведение можно ожиданиями людей, что их действия приблизят их к цели. В этом смысл сформулированного Роттером эмпирического закона воздействия, согласно которому наиболее сильные подкрепления при прочих равных условиях люди получат тогда, когда их поведение продвигает их по направлению к предполагаемой цели. По мнению Роттера, мотивация человеческой деятельности целенаправленна.А как уже было отмечено выше, цель потребителя — это увеличение количества потребляемых им вознаграждений, кроме того, он также стремиться приобретать новые системы мотивации, которые функционально независимы от изначальных мотивов (Олпорт).


В своей книге «Призывание мифа» Мэй настойчиво утверждал, что люди современной западной цивилизации испытывают безотлагательную потребность в мифах. Он полагал, что люди общаются друг с другом на двух уровнях. Первый — язык рациональных рассуждений. Второй уровень — общение через мифы. Мы используем мифы и символы, чтобы выйти за пределы обыденной ситуации, достичь понимания себя, отождествить себя с чем-то, выйти на новый уровень конкретности. Миф — это вовсе не ложь и не продуктпервобытных суеверий, а скорее система сознательных и бессознательных представлений и верований, при помощи которых люди объясняют для себя явления личной и общественной жизни.


Подведём итого выше сказанного. И так:

1. Потребитель — это высокоорганизованная многоуровневая интерактивная система, которая взаимодействует одновременно на разных уровнях и планах бытия.

2. Мотивация покупательской деятельности целенаправленна (Rotter).

3. Человек постоянно стремиться получать новые системы мотивации (Олпорт).

4. Люди современной цивилизации испытывают безотлагательную потребность в мифах и символах (Мэй).


А кто же такой потребитель, который свободен от чистого потребления? И что такому человеку можно предложить?Мартин Хайдегер считал, что только в сфере искусства и языка бытие может непосредственно оповестить о себе, то есть только через образ человек открывает действительность. Поэтому можно предположить – это человек, который вышел за пределы базового насыщения своих потребностей. Цель его жизни не поддержание своего физиологического или социального состояния, а ежедневное созидание своего существования. И, чтобы жить и быть в радости, онпотребляет не предметы, а ресурсы, которые открываются ему в образах самой жизни и искусстве. Конечно, человек с матрицей чистого потребления уделяет внимание обыденных вещам и в меру необходимости разбирается в них. Но он не зависим от них в том смысле, что по его жилам не бежит импульс вдохновения при виде очередного нового гаджета или модной вещи. Это просто фитилёк, который согревает и поддерживает жизнедеятельность на ее первичном уровне или первых ступенях пирамиды потребностей А. Маслоу.Но он не может зажечь костёр настоящей страсти самовыражения и понимания собственной ценности. Для этого требуется желание большего. Желание выйти за пределы радости безликим вещам. Или уже сформировавшихся предметных образов - брендов.


В массовом сознании рекламные образы, сливаясь в одно целое, потребляются как картина мира, где обладание брендом создаёт ощущение прямой связи с реальностью. Рекламный образ со своими положительными ассоциативными рядами превращает потребление в самовыражение. Потребляя бренды, человек сам себя как бы начинает производить, делать.В Nike яскор, c Rolex я успешен, а с Sony — современен.

Но что, если все это у вас отобрать. Сохранятся ли эти ощущения хорошей жизни?


Да, современному человекунужны подтверждения, символы, которые ему будут об этом напоминать. Как уже отмечалось, сознание человека мифологично (Мэй). Люди уже давно не покупают товары — они приобретают связанные с ними надежды, престиж, знания, принадлежность к более высокой социальной группе или здоровую жизнеспособность. Но всегда возникает вопрос, а действительно ли они это получают в реальности? К сожалению, в большинстве случаев – это самообман: подмена желаемого за действительное. Так как их потребление просто сводится к проблеме «детской фрустрации», «комплекса неполноценности» и обыкновенной «духовной убогости».


Поэтому человек, свободный от чистого потребления брендов и просто товаров, всегда стремится к товарам со специфическим набором культурных символов и ценностей, которые им глубоко прочувствованы и максимально персонализированы для его нужд и потребностей.


И если так окажется, что в вашем окружении есть такой человек. У которого все есть, с точки зрения обывателя, но который испытывает некую свою, духовную жажду – подарите ему персональную фото-картину, созданную на основе вашего понимания его потребностей и вашего творческого воображения. Для этого просто необходимо посетить сайт мастерской фото-декора «Smart»: www.smartarte.ruи создать этот замечательный фото-подарок своими руками из букв, которые уже сами по себе имеют художественную ценность.


Персональные фото-картины предназначены для людей, у которых все есть. Для тех, у кого стремление к стандартному потреблению или ожидаемым подаркам угасло. Они для тех, кто ищетчто-то особенное, интересное, личное в вещах, которыми себя окружают. Что будет иметь не только декоративную, но и персональную ценность.


Сергей Смирнов


Нет комментариев Добавить комментарий